|
5 класс Аннотация За основу рабочей программы взята авторская программа по русскому языку для 5 – 9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского, которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК. Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, «Просвещение», 2011 год Назначение программы: ü улучшение результатов обучения родному языку, усовершенствование технологии обучения в соответствии с изменившимися приоритетами целей основного образования; ü реализация основных положений концепции лингвистического образования школьников. Цели и задачи, реализуемые рабочей программой Основная цель программы: учебный предмет «Русский язык» в 5 классе имеет познавательно – практическую направленность, т.е. даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Специальная цель: формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся. Коммуникативная компетенция (осведомлённость в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач: · формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); · овладение нормами русского литературного языка; · обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; · обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: · формирование у учащихся научно – лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании); · развитие языкового и эстетического представления о прекрасном в языке и речи. Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», её разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о её методах, этапах развития, о выдающихся учёных, сделавших открытия в изучении родного языка. Общепредметными задачами работы по русскому языку являются: · воспитание учащихся средствами данного предмета; · развитие их логического мышления; · обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; · формирование общеучебных умений (работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтение и т.д.). Принцип построения - концентрический Специфика предмета: Русский язык является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Технологии, методики: ü уровневая дифференциация; ü проблемное обучение; ü информационно-коммуникационные технологии; ü здоровьесберегающие технологии; ü система инновационной оценки «портфолио»; ü коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава); ü проектно-исследовательская технология. Изменения, внесённые в авторскую учебную программу и их обоснование В авторской программе по русскому языку для 5 – 9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского (Москва, «Просвещение», 2010 год) на изучение русского языка в 5 классе отведено 204 часа, а в рабочей программе – 210 часов, так как в базисном учебном плане на изучение русского языка в 5 классе отводится 6 часов в неделю, а в учебном году 35 рабочих недель. В связи с адаптацией пятиклассников при переходе из начальной школы в основную я увеличила количество часов на повторение пройденного в 1-4 классах. Также было сокращено количество часов на изучение темы «Глагол», которые добавлены к теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи». Это связано с тем, что в ЕГЭ и ГИА словосочетанию, простому и сложному предложению отведено большое количество заданий. Поэтому уже с 5 класса необходимо нацеливать детей на сдачу выпускных экзаменов. В рекомендациях инструктивно-методического письма по русскому языку на 2011-2112 учебный год отмечено, что по-прежнему актуальным остается вопрос о включении в планирование курса тех понятий, которые в действующих авторских программах представлены слабо либо не представлены вообще: в соответствии с Примерными программами необходимо сделать акцент на сведения по теории речевого общения, реализацию принципа интеграции лингвистических понятий, обязательных для усвоения в основном курсе русского языка (звук, морфема, словосочетание, одушевленность-неодушевленность, обращение, переносное значение слова и т.п.), и понятий, характеризующих эстетический аспект художественного высказывания (звукопись, риторическое обращение, риторический вопрос, метафора, олицетворение и т.п.). С этой целью в планирование были включены темы: «Роль обращений в художественном тексте», «Роль восклицательных и вопросительных предложений в художественном тексте», «Основные выразительные средства фонетики», «Роль глаголов в художественном тексте», «Роль синонимов, антонимов и омонимов в художественном тексте». В пояснительной записке к авторской программе по русскому языку для 5-9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского (Москва, «Просвещение», 2010 год) даётся обоснование правомерности таких действий учителя. Там сказано, авторская программа включает базовые знания, которыми должны овладеть все учащиеся общеобразовательной школы. Учитель должен реализовать её выполнение. Вместе с тем ему предоставляется право по своему усмотрению вносить изменения в рабочую программу. В том числе и увеличивать количество работ по развитию связной речи, что мной и было сделано. Также в авторской программе отмечается, что разные коллективы учащихся по-разному подготовлены к восприятию нового. Учитывая это, учитель сам распределяет время на программные темы того или иного класса. Учитывая все рекомендации, таблица изменений, внесённых в рабочую программу, выглядит следующим образом:
Реализовать поставленные цели предполагается посредством использования учебно-методического комплекта: Учебник: «Русский язык». Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова. М.: Просвещение, 2007 Методическое пособие для учителя: 1. Беляева, О.В., Даценко, О.А. Поурочные разработки по русскому языку для 5 класса/ О.В.Беляева, О.А.Доценко, - Москва «ВАКО», 2009 2. Колчанова, С.С. Поурочные планы по учебнику М.Т.Баранова/ С.С.Колчанова, - Волгоград: Учитель, 2007 Пособия для учащихся: 1. Малюшкин, А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 5 класс/ А.Б.Малюшкин, - М.: «ТЦ Сфера», 2010 2. Павлова Т.И. Учимся писать сочинение-рассуждение. Рабочая тетрадь. 5-7 классы/ Т.И.Павлова, - Ростов н/Д: Легион, 2009 3.Сенина, Н.А. Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 5 класс/ Н.А.Сенина, - Ростов н/Д: «Легион», 2009 4. Тростенцова, Л.А. Рабочая тетрадь к учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой «Русский язык. 5 класс»/ А.Л.Тростенцова, - Москва, «Экзамен», 2010 Рабочая программа рассчитана на 170 часов, из расчёта 5 часов в неделю. Контрольных диктантов: 6 Тестов: 4 Сочинений: 9 Изложений: 6 Формы организации учебного процесса: Формы обучения: Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи. Виды деятельности учащихся на уроке: - анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; - разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический); - лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей языка; - смысловой анализ и информационная переработка устного и письменного текста: составление плана текста; пересказ текста по плану; продолжение текста; редактирование; конспектирование; - участие в диалогах различных видов; - аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов, установление смысловых частей текста, определение их связей); - создание собственных письменных текстов; - составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися; - составление опорных схем и таблиц; - работа с учебно-научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета; - работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей; - создание портфолио для подготовки к ГИА. Формы текущего контроля знаний в 5 классе: · тест; · диктант / диктант с грамматическим заданием; · проверочная работа с выборочным ответом; · комплексный анализ текста; · подробное, сжатое изложение; · сочинение повествовательного характера на заданную тему; · письменный ответ на вопрос проблемного характера; · сочинение по картине; · рассказ о случаях из жизни; · описание отдельных предметов, животных по наблюдениям, опыту, по картине; · устное \ письменное высказывание на лингвистическую тему. Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 5 класса. Прогнозируемые результаты Учащиеся должны знать: · определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры. К концу 5 класса должны овладеть следующими умениями и навыками: · разбирать слова фонетически, по составу, морфологически, а предложения (с двумя главными членами) - синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов; · разъяснять значение известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическими и толковыми словарями; · соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала. ПО ОРФОГРАФИИ. Находить в словах изученные орфограммы, находить орфографические ошибки и исправлять их, правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами , изученными в 5 классе. ПО ПУНКТУАЦИИ. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать свой выбор. ПО СВЯЗНОЙ РЕЧИ. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато пересказывать повествовательные тексты. Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным материалом). Правильно использовать языковые средства в устной и письменной речи. Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи. Пользоваться различными словарями. Использование приобретённых знаний - при написании сочинений; - при выстраивании диалога и монолога; - при подготовке и сдаче ГИА и ЕГЭ. Учащиеся должны знать/уметь: Учащиеся должны знать определение основных изученных в 5 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Аудирование: - понимать основное содержание небольшого по объёму научно- учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; - выделять основную мысль, структурные части исходного текста. Чтение: - владеть техникой чтения; - выделять в тексте главную и второстепенную информацию; - разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; - отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; - владеть ознакомительным и изучающим видами чтения; - прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; - извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; - правильно расставлять логические ударения, паузы; - выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух. Говорение: - доказательно отвечать на вопросы учителя; - подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи - создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; - выражать своё отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации. Письмо: - подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; - создавать письменное высказывание разных типов речи; - составлять план сочинения и соблюдать в процессе письма; - определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания; - делить текст на абзацы; - писать небольшие по объёму тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного); - пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; - выражать своё отношение к предмету речи; - находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения; - подбирать заголовок, отражающий основную тему и основную мысль текста; - использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.); - исправлять недочёты в содержании высказывания и его построении. ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ: - выделять в слове звуки речи; давать им фонетическую характеристику; - различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы; - использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; - находить в художественном тексте явления звукописи; - правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; - работать с орфоэпическим словарём. ГРАФИКА: - правильно произносить названия букв русского алфавита; - свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; - проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова. МОРФЕМИКА: - выделять морфемы на основе смыслового анализа слова; - подбирать однокоренные слова с учётом значения слова; - учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; - пользоваться словарём значения морфем и словарём морфемного строения слов; - объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах. ЛЕКСИКОЛОГИЯ: - объяснять лексическое значение слов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); - пользоваться толковым словарём для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов; - распределять слова на тематические группы; - употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; - различать прямое и переносное значение слов; - отличать омонимы от многозначных слов; - подбирать синонимы и антонимы; - выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово; - находить в тексте выразительные приёмы, основанные на употреблении слова в переносном значении; - владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; - использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора. МОРФОЛОГИЯ: - различать части речи; - правильно указывать морфологические признаки имён существительных, прилагательных, глаголов; - уметь склонять, спрягать, образовывать формы времени и т.п.; - правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи. ОРФОГРАФИЯ: - находить орфограммы в морфемах; - группировать слова по видам орфограмм; - владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приёмами применения изученных правил орфографии; - устно объяснять выбор написания и использования на письме специальные графические обозначения; - самостоятельно подбирать слова на изученные правила. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ: - выделять словосочетания в предложении; - определять главное и зависимое слово; - составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; - выделять основы предложений с двумя главными членами; - конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; - характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; - составлять простые и сложные предложения изученных видов; - соблюдать верную интонацию конца предложений; - опознавать предложения, осложнённые однородными членами, обращениями, вводными словами; - находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью; - владеть правильным способом действий при применении изученных правил пунктуации; - устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях (в изученных синтаксических конструкциях) и использовать на письме специальные графические обозначения; - самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило. 6 класс. Аннотация Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами: - федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённый приказом Министерства образования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»; - приказ Министерства образования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; - примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263); - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.12.2005 года № 302 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования». Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Общая характеристика учебного предмета В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VI классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции. Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями. Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Курс русского языка для VI класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Цели обучения Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку: воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку; совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете; формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию. Курс русского языка в 6 классе общеобразовательной школы рассчитан на 204 учебных часов (6 часов в неделю). Настоящая рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку, авторской программы М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, М., Просвещение, 2008 год В работе используется учебник русского языка для 6 класса (авторы М. Т. Баранов, Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская), М., Просвещение, 2012 год Общие учебные умения, навыки и способы деятельности Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русской язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
Формы организации учебного процесса в 6 кл : · уровневая дифференциация; · проблемное обучение; · информационно-коммуникационные технологии; · здоровьесберегающие технологии; · коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава) Формы контроля: тестирование, сочинение, изложение, диктант V. Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс VI класса I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в VI классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры. II. К концу VI класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в VI классе. По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными правилами. По связной речи. Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом). Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме. Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст. Требования к уровню подготовки выпускников за курс основной школы по русскому языку В результате изучения русского языка ученик должен: знать и понимать: - роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения; - смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация peче вого общения; - основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально делового стилей, языка художественной литературы; - особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; - признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания рассуждения); - основные единицы языка, их признаки; - основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета; уметь: РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: АУДИРОВАНИЕ: - фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа; - формулировать вопросы по содержанию текста;
- замечать в собственной и чужой речи отступления от норм
литературного языка; - понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения; - составлять конспект прочитанного текста; - оценивать степень понимания содержания прочитанного текста; - прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста; ГОВОРЕНИЕ: - создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы; - владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики); - строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка; ПИСЬМО: - владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания); - писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства; - вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование); - писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста; - составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи); - совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки; ТЕКСТ:
- проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и
типов речи (тема, основ ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ: - правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;
- анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки
зрения соблюдения МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ: - владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; - толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.); - пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей; - опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов; ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:
- разъяснять значение слов общественной и
морально-этической тематики - верно использовать термины в текстах научного стиля; - оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления; - проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка; МОРФОЛОГИЯ: - распознавать части речи и их формы в трудных случаях; - правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей; - определять синтаксическую роль слов разных частей речи; - опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа; ОРФОГРАФИЯ: - применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами; - пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов; - проводить орфографический анализ текста; СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ: - различать изученные виды простых и сложных предложений; - интонационно выразительно читать предложения изученных видов; - составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировав предложения по заданным схемам; - уместно пользоваться синтаксическими синонимами; - правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь к венной; - проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения; - устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуа ционной характеристики предложения; - использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи; - применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические о" значения; - строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений; - самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила; - проводить пунктуационный анализ текста; аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации. 7 класс Аннотация Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Программы по русскому языку к учебнику для 7 класса общеобразовательной школы авторов Т.А.Ладыженской, М.Т..Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. (М.: «Просвещение»). Данная программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса. В 7 классе продолжает формироваться и развиваться коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции. Цели обучения воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку; развитие речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете; формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию применение полученных знаний и умений в речевой практике. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка в 7 классе – 170 часов (5 часов в неделю). В течение года учащиеся пишут 8 контрольных работ, 9 сочинений, 5 изложений. Преподавание ведётся по учебнику группы авторов для 7 класса (Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. Русский язык. 7 класс. - М., 2009. Курс русского языка 7 класса направлен на достижение следующих целей: - познакомить с самостоятельными (причастие, деепричастие, категория состояния), служебными частями речи, междометием, их функционированием в различных сферах и ситуациях общения, нормами употребления в речи; - формировать умения опознавать, анализировать, классифицировать изученные языковые единицы, оценивать их с точки зрения нормативности; правильно писать слова с изученными орфограммами, непроверяемыми написаниями; выделять запятыми причастные и деепричастные обороты; работать с текстом; - совершенствовать речемыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки в разных сферах и ситуациях использования русского литературного языка: при написании рассказов на предложенные сюжеты, сочинений-рассуждений на материале жизненного опыта, подробных и сжатых изложений, при создании текстов публицистического стиля и устных рассказов; - воспитывать гражданственность и патриотизм, сознательное отношении к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности. Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 7-ого класса. Учащиеся должны знать/понимать определения основных изученных в 7-ом классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры; уметь: речевая деятельность: аудирование: - адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; - выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи; - составлять план текста, производить полный и сжатый пересказ (устный и письменный); - обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания одноклассника; чтение: - дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста; - выделять иллюстрирующую, аргументирующую информацию; - находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение; - проводить маркировку текста (подчёркивать основную информацию, выделять непонятные слова и орфограммы текста, делить текст на части и т. п.); - составлять тезисный план исходного текста; - владеть ознакомительным, изучающим и просмотровым видами чтения; - прогнозировать содержание текста по данному началу; с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух; говорение: - сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру и выразительные языковые речевые средства; - создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности, выразительности речи; - строить небольшое по объёму устное высказывание на основе данного плана; - формулировать выводы (резюме) по итогам урока, по результатам проведённого языкового анализа, после выполнения упражнения и т. п.; - размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические, интонационные); - уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учётом речевой ситуации; письмо: - сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные языковые и речевые средства; - создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи; - писать тексты-размышления на лингвистические, морально-этические темы дискуссионного характера; - соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, а также нормы письменной речи (орфографические, пунктуационные); - уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы в связном тексте; - использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению и при редактировании текста; - редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии; текст: - анализировать тексты с точки зрения их соответствия требованиям точности и логичности речи; - рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учётом требований к построению связного текста; - устанавливать в тексте ведущий тип речи, находить в нём фрагменты с иным типовым значением; - определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста, способы и средства связи предложений в тексте; фонетика и орфоэпия: - проводить фонетический и орфоэпический разбор слов; - правильно произносить широко употребляемые служебные части речи; - анализировать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм; морфемика и словообразование: - по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части и их формы; - объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов; - определять способы образования слов различных частей речи; - анализировать словообразовательные гнёзда на основе учебного словообразовательного словаря; - составлять словообразовательные гнёзда однокоренных слов (простые случаи); - с помощью школьного этимологического словаря комментировать исторические изменения в морфемной структуре слова; лексикология и фразеология: - соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, с условиями и задачами общения; - толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов; - пользоваться различными видами лексических словарей; - находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре; - использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устного неоправданного повтора; - проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нём примеры употребления слова в переносном значении; морфология: - различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи; - правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи; - использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения; орфография: - владеть правильным способом применения изученных правил орфографии; - учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов при выборе правильного написания; - аргументировать тезис о системном характере русской орфографии; синтаксис и пунктуация: - составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме; - определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи; - различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; - использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте; - соблюдать правильную интонацию предложений в речи; - устно объяснить пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений; - самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила. Виды и формы контроля знаний, умений и навыков учащихся 7 класса: диктант (с грамматическим заданием, объяснительный, предупредительный, выборочный, графический, «Проверь себя», словарный, творческий, свободный), сочинение (по картине, по воображению, по данному сюжету, на материале жизненного опыта), изложение (выборочное, подробное), тест, комплексный анализ текста. Литература 1.Богданова Г. А. Уроки русского языка в 7-ом классе: Книга для учителя. – 3-е изд./ Г. А. Богданова – М.: Просвещение, 2001. 2. Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2005. 3. Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх: нетрадиционный подход/ М. Бройде. – М.: Айрис-Пресс, 2001. 4. Дейкина А. Д. Раздаточные материалы по русскому языку. 7 класс/ А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. – М.: Дрофа, 2001. 5. Костяева Т. А. Тесты, проверочные контрольные работы по русскому языку: 7 класс/ Т. А. Костяева. – М.: Просвещение, 2004. 6. Ладыженская Т. А. Обучение русскому языку в 7 классе/ Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, М. Т. Баранов. – М.: Просвещение, 2005. 7. Ларионова Л. Г. Сборник упражнений по орфографии. 7 класс/ Л. Г. Ларионова. – М.: Просвещение, 2006. 8. Львова С. И. Практикум по русскому языку: 7 класс / С. И. Львова. – М.: Просвещение, 2006. 9. Пименова С. Н. Таблицы по русскому языку для самостоятельной работы в классе и дома: 7 класс/ С. Н. Пименова. – Искатель, 1996. 8 класс Аннотация Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования'. Она построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Курс русского языка 8 класса направлен на достижение следующих целей: - познакомить с основными единицами синтаксиса их функционированием в различных сферах и ситуациях общения, нормами употребления в речи; - формировать умения опознавать, анализировать, классифицировать изученные языковые единицы, оценивать их с точки зрения нормативности; правильно писать слова с изученными орфограммами, непроверяемыми написаниями; выделять запятыми обращения, вводные конструкции, правильно обособлять приложения, определения, обстоятельства; работать с текстом; - совершенствовать речемыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки в разных сферах и ситуациях использования русского литературного языка: при написании рассказов на предложенные сюжеты, сочинений-рассуждений на материале жизненного опыта, подробных и сжатых изложений, при создании текстов публицистического стиля и устных рассказов; - воспитывать гражданственность и патриотизм, сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности. Учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры. Ученики должны уметь: - адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; - составлять план текста, производить полный и сжатый пересказ; - создать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности, выразительности речи; - размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста; - сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные языковые и речевые средства; - соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка; - проводить фонетический, орфоэпический, словообразовательный разбор слов; - пользоваться различными видами словарей; - различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи; - производить полный синтаксический и пунктуационный разбор всех видов предложений; - владеть правильным способом применения изученных правил орфографии; - определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи; - самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила. Литература 1. Балашова, Л. В. Курс русского языка / Л. В. Балашова, В. В. Дементьев. – Саратов : Лицей, 2005. 2. Блинов, Г. И. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации: 5–9 кл. : кн. для учителя / Г. И. Блинов, В. А. Антохина. – М. : Просвещение, 1992 . 3. Богданова, Г. А. Уроки русского языка в 8 классе : кн. для учителя / Г. А. Богданова. – М. : Просвещение, 2003. 4. Варианты контрольно-оценочных текстов и заданий с ответами для Единого государственного экзамена по русскому языку, сгруппированные по классам / сост. Г. М. Вялкова, Т. Ф. Сивокозова. – Волгоград : Учитель, 2004. 6. Козулина, М. В. Русский язык. Тесты для повторения и подготовки / М. В. Козулина. – Саратов : Лицей, 2007. 7. Охременко, Н. В. 400 диктантов и тестов по русскому языку. 8–9 классы / Н. В. Охременко, О. В. Федина. – М. : Аквариум, 1999. 9 класс Аннотация. Рабочая программа по русскому языку в 9 классе составлена на основе Федерального государственного стандарта и программы основного общего образования по русскому языку М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского. – Москва «Просвещение», 2010 г. Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ: «Русский язык - 9 класс». Москва: Просвещение, 2010 г. Авторы Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова. К данному варианту программы прилагается методическое пособие Г. А. Богдановой «Уроки русского языка в 9 классе». Москва, «Просвещение», 2008 г. Рабочая программа в соответствии с программой основного общего образования по русскому языку рассчитана на 68 часов (из расчёта 2 урока в неделю). Из них 15 на развитие речи. Преподавание русского языка в 9-ом классе направлено на достижение следующих целей: - совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях его использования; - обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; - освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете; - формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; - воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку. Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 9-го класса. В результате изучения русского языка ученик должен: знать/ понимать: - роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения; - смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация речевого общения; - основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы; - особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; - признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения); -основные единицы языка, их признаки; - основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические; орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета; уметь: речевая деятельность: АУДИРОВАНИЕ: - фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа; - формулировать вопросы по содержанию текста; - замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка; ЧТЕНИЕ: - понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения; - составлять конспект прочитанного текста; - оценивать степень понимания содержания прочитанного текста; - прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста; ГОВОРЕНИЕ: - создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы; - владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развёртывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики); - строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка; ПИСЬМО: - владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развёртывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания); - писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства; - вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование); - писать небольшие по объёму сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста; - составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи); - совершенствовать написанное, исправляя недочёты в построении и содержании высказывания, речевые недочёты и грамматические ошибки; текст: - проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста); фонетика и орфоэпия: - правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов их произношения; - анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм; морфемика и словообразование: - владеть приёмом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; - толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т. п. ); - пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей; - опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов; лексикология и фразеология: - разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их определять; - пользоваться разными видами толковых словарей; - верно использовать термины в текстах научного стиля; - оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления; - проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нём изобразительно-выразительные приёмы, основанные на лексических возможностях русского языка; морфология: - распознавать части речи и их формы в трудных случаях; - правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей; - определять синтаксическую роль слов разных частей речи; - опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа; орфография: - применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами; - пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов; - проводить орфографический анализ текста; синтаксис и пунктуация: - различать изученные виды простых и сложных предложений; - интонационно выразительно читать предложения изученных видов; - составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам; - уместно пользоваться синтаксическими синонимами; - правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной; - устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения; - использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи; - применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения; - строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений; - самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила; - проводить пунктуационный анализ текста; - аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации. Виды и формы контроля:
- диктант (объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя», с языковым анализом текста, по памяти, комментированный); - комплексный анализ текста; - сочинение по картине; - изложение с элементами сочинения; - тест; - устное высказывание на лингвистическую тему. Литература
10 класс Аннотация. Рабочая программа по русскому языку в 10 классе составлена на основе Федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Данный вариант программы обеспечен учебником: «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 класс». Москва: Просвещение, 2010 г. Авторы А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. К данному варианту программы прилагается методическое пособие И. В. Золотарёвой, Л. П. Дмитриевой «Поурочные разработки по русскому языку, 10 класс». Москва «ВАКО», 2007 г. Рабочая программа рассчитана на 102 часа (из расчёта 3 урока в неделю). Из них 19 на развитие речи. Содержание дисциплины. Содержание обучения русскому языку на базовом уровне отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода: в классах развиваются и совершенствуются языковая и лингвистическая (языковедческая), коммуникативная и культуроведческая компетенции. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями. Коммуникативная компетенция – совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы. Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения культуры, национально-культурной специфики русского языка; расширение знаний о взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения. Приоритетным в данном курсе является формирование и совершенствование лингвистической компетенции учащихся. В связи с этим программа предусматривает углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения. Изучение русского языка обеспечивает овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; способность в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения. Профильный уровень нацеливает на применение полученных учащимися знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения. Важной составляющей курса является лингвистический анализ текста. Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления. Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В результате обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей: целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, критическое оценивание ее достоверности, передача содержания информации адекватно поставленной цели; развернутое обоснование свой позиции с приведением системы аргументов; осмысленный выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); оценка и редактирование текста; владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута) и т. п. Изучение русского языка в старшей школе направлено на достижение следующих целей: · воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения; · развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования; · углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения; · овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения; · применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения. Требования к уровню подготовки выпускников В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать: · системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц; · понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка; · компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения; · основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения; уметь: · проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию; · разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы; · проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов; · оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; · объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов; аудирование и чтение · использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; · извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; · владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста; говорение и письмо · создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст; · применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка; · применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; · соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: · для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры; · углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования; · совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству; · увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью; · развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности; · удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук; · самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства. Литература 1. Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». – М.: Просвещение, 2004. 2. Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». – М.: Просвещение, 2004. 3. Дейкина А. Д., Пахнова Т. М. Методические рекомендации по использованию учебника «Русский язык: Учебник-практикум для старших классов» при изучении предмета на базовом и профильном уровнях. – М.: Вербум-М, 2004 4. Ипполитова Н. А., Князева О. Ю., Саввова М. Р. Русский язык и культура речи: Курс лекций/ Под редакцией Н. А. Ипполитовой. – М.: ТК Вельби, изд-во «Проспект», 2007. 5. Колокольцева Т. Н. Практикум по стилистике русского языка: Учебное пособие. – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2005. 6. Москвин В. П. Стилистика русского языка. Теоретический курс: Учебное пособие. – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2005. 7. Космарская И. В., Руденко А. К. Русский язык. Тесты и задания по культуре речи. – М.: Аквариум ЛТД, 2001. 8. Галлингер И. В. Культура речи. Нормы современного русского литературного языка. – М.: Просвещение, 1994. 11 класс Аннотация Рабочая программа по русскому языку для 11 класса рассчитана на 102 часа и составлена на основе программы В.В.Бабайцевой для профильного уровня. Она посвящена повышению культуры речи, свободному овладению нормами литературного языка. Основная цель этого этапа обучения -обобщение и углубление полученных ранее знаний; раскрытие стилистических ресурсов фонетики, лексики, фразеологии, словообразования, морфологии и синтаксиса русского языка; формирование прочных навыков построения разнообразных по форме, типу, жанру и стилю высказываний. Наибольшее внимание уделяется в программе изучению стилистики. Основные понятия функциональной стилистики: стилистические ресурсы языка и стили речи. Стили речи: официально-деловой, разговорный, научный, публицистический, художественный. Программа предусматривает подробное изучение сферы применения, характерных языковых и речевых средств, особенностей морфологического и синтаксического строя речи каждого из этих стилей речи. На углубленном уровне будут изучаться стилистические фигуры: анафора и эпифора, параллелизм, антитеза, градация, инверсия, эллипсис, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие. Неотъемлемой частью курса русского языка является и изучение таких изобразительно-выразительных речевых средств, как эпитет, сравнение, метафора, метонимия, гипербола, литота, ирония, аллегория, олицетворение, перифраз. Рабочая программа предусматривает следующие формы контроля: устное сообщение на лингвинистическую тему, лабораторная работа, тест, изложение с творческим заданием, сочинение, осложненное и творческое списывание. Умения и навыки. В результате изучения русского языка в 11 классе учащиеся должны знать основные единицы и уровни языка, орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения. Учащиеся также должны уметь: - извлекать необходимую информацию из различных источников; - свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку; - передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, сообщений, докладов, рефератов; - владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные темы; - владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии; - проводить разные виды языкового разбора; - соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы; - эффективно использовать языковые единицы в речи; - участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия. Литература. 1. Власенков А.И.Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Уч. для 10-11 кл. - М: Просвещение, 2008г. 2. Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 10 класс- М.: Дрофа, 2006г. 3. Дейкина А.Д. Русский язык. Раздаточный материал. 10 класс- М.: Дрофа, 2006г. 4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты русской сислистики.- М.: Ральф, 1996г.
5. Горбачевич А.С.
Нормы современного русского литературного 6. Львова СИ. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10-11 классы.- М.: Мнемозина, 2003г. 7. Галлингер И.В. Культура речи. Нормы современного русского литературного языка.- М.: Просвещение, 1994г.
|
|
(C) МКОУ СОШ №2
с. п. Чегем Второй |